Получить консультацию
Демо-доступ
Заявка на семинар

Задачи ВФА: что изменится с 2024 года?

Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158н (зарег. в Минюсте 02.11.2023)

Специалисты финансового ведомства не ограничились изменениями, внесенными в Стандарты ВФА приказом Минфина России от 18.07.2023 N 118н, и внесли еще ряд корректировок. На этот раз поправки затронули пять из шести имеющихся Стандартов, а именно:

— «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;

— «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;

— «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;

— «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;

— «Реализация результатов внутреннего финансового аудита».

Изменения, большая часть которых носит уточняющий характер, применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года.

В первую очередь расскажем вам об изменениях, внесенных в Стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита«. Уточнения коснулись задач ВФА, осуществляемого как в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, так и задач, на решение которых направлена деятельность субъекта ВФА в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, а также в целях повышения качества финансового менеджмента.

Итак, одной из задач ВФА, осуществляемого в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, в прежней редакции п. 14 значилось выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций / действий по выполнению бюджетной процедуры. Согласно обновленной редакции основная задача заключается в изучении организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и / или операций / действий по выполнению бюджетной процедуры, в том числе на предмет наличия избыточных (дублирующих друг друга) операций / действий по выполнению бюджетной процедуры.

Формирование предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации исключено из перечня таких задач. Одновременно уточнено, что изучению подлежит не само по себе наличие прав доступа к прикладным продуктам и информационным системам, используемы при выполнении бюджетных процедур, а организация предоставления таких прав.

Из перечня задач ВФА, решение которых направлено на оценку надежности внутреннего финансового контроля, исключена задача по формированию предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

— минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

— обеспечения отсутствия и / или существенного снижения числа нарушений и / или недостатков, а также устранения их причин и условий;

— достижения главным администратором (администратором) бюджетных средств значений показателей качества финансового менеджмента.

Вместе с тем, предложения и рекомендации по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры согласно обновленной редакции теперь должны охватывать и организацию внутреннего финансового контроля.

Задачи, на решение которых направлена деятельность субъекта ВФА в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, также скорректированы. Причем смысловая нагрузка положений п. 15 Стандарта в целом не изменилась, а основная часть корректировок в большей степени носит технический характер.

Так, в частности, непосредственно в п. 15 Стандарта теперь указано, что единая методология бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности устанавливается Минфином России в соответствии с положениями ст. 165 и п. 1 ст. 264.1 БК РФ. Именно требованиям указанных НПА, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ, должны соответствовать:

— порядок формирования / актуализации актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики);

— первичные учетные документы, данные регистров бухгалтерского учета, а также данные бюджетной отчетности.

Задача по подтверждению законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета, исключена из перечня. Взамен ее перечень задач дополнен следующими:

— подтверждение полноты формирования первичных учетных документов и их соответствия единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, их полноты и соответствия единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.

Задача по определению данных бюджетного учета и / или бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия / отсутствия искажения бюджетной отчетности, заменена двумя следующими:

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в бюджетной отчетности;

— подтверждение соответствия бюджетной отчетности единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.

При этом выработка предложений / рекомендаций по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета уже не является обязательной целях решения задачи по формированию предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и / или бюджетной отчетности информации.

Задачи ВФА, решаемые в целях повышения качества финансового менеджмента, скорректированы следующим образом.

Упоминание такой цели как формирование и предоставление предложений о повышении качества финансового менеджмента, исключено из целей, решаемых при оценке исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений.

Оценка порядка формирования / актуализации, достаточности и актуальности ведомственных / внутренних актов и документов ГАБС / АБС, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур исключена из перечня бюджетных процедур, подлежащих оценке в целях повышения качества финансового менеджмента. Одновременно в перечень бюджетных процедур, подлежащих оценке, включена оценка достаточности, актуальности и соответствия бюджетному законодательству РФ и иным НПА, регулирующим бюджетные правоотношения, и (или) законодательству РФ и иным НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ведомственных / внутренних актов и документов ГАБС / АБС, устанавливающих определение объема финансового обеспечения, включая определение нормативов затрат.

Для решения задачи по определению влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию / действие по выполнению бюджетной процедуры больше не требуется формировать предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения. При этом предложения и рекомендация по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, совершенствованию информационного взаимодействия и / или разграничению полномочий между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций / действий по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки, должны формироваться в составе предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента.

Источник изображения: yandex.ru

    Хотите быть в курсе всех событий в законодательной сфере?
    Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку
    • Мы присылаем только одно письмо в неделю
    • Мы не передаем Ваши данные третьим лицам