Переводы электронных денежных средств: что нового?
Федеральные законы от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ и N 166-ФЗ
На прошлой неделе Президент РФ подписал два федеральных закона, которыми внесены изменения в Закон о национальной платежной системе.
Один из них направлен на совершенствование контроля за рынком платежных услуг в связи с развитием платежных сервисов и появлением новых участников платежного процесса. Предусмотренные им изменения вступили в силу 3 июля 2019 года (за исключением отдельных положений).
В частности, этим законом введены новые понятия «платежное приложение» и «поставщик платежного приложения». Определены требования к порядку взаимодействия оператора по переводу денежных средств (кредитной организации) с организациями, являющимися поставщиками платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay.
Так, предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе привлекать поставщика платежного приложения при обеспечении соответствия платежного приложения установленным требованиям к защите информации при осуществлении переводов денежных средств.
Поправками операторам по переводу денежных средств запрещено предоставлять поставщикам платежных приложений сведения об аналогах собственноручных подписей, кодах, паролях и иные сведения, используемые для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами. А условия использования клиентом электронного средства платежа с применением платежного приложения должны быть включены оператором по переводу денежных средств в договор с клиентом с указанием всех возможных ограничений применения такого платежного приложения.
Также рассматриваемым законом введено новое понятие «платежный агрегатор» и установлены условия его привлечения операторами по переводу денежных средств. Деятельность платежных агрегаторов рассматривается в качестве деятельности банковских платежных агентов. Кроме того, поправками предусмотрено, что при осуществлении платежным агрегатором операций по переводу денежных средств в пользу клиентов с использованием электронных средств платежа, зачисление указанных средств должно осуществляться на специальный банковский счет. По таким счетам не могут быть приостановлены операции, а на денежные средства, находящиеся на этих счетах, не может быть наложен арест и обращено взыскание по обязательствам (долгам) платежного агрегатора.
Банк России будет вести перечни поставщиков платежных приложений и банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов.
А налоговые органы будут осуществлять контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей:
— по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физлиц наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет;
— по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) указанных специальных банковских счетов для осуществления расчетов.
Помимо этого поправками предусмотрена возможность осуществления перевода электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных средств платежа между юридическими лицами и ИП. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года. Напомним, что сейчас юрлица и ИП могут получать электронные деньги, а переводить — только физлицам, использующим персонифицированные электронные средства платежа либо прошедшим процедуру упрощенной идентификации.
Кроме того, в Закон о национальной платежной системе включены положения, предусматривающие, что реквизиты перевода могут быть представлены в виде кода.
Банку России поправками предоставлено право устанавливать, в частности:
— максимальные значения размера платы за осуществление переводов денежных средств и предоставление иных услуг в рамках платежной системы, которую банки могут брать со своих клиентов. Это позволит не завышать тарифы для конечных потребителей;
— особенности получения участниками платежной системы Банка России услуг в рамках платежной системы, включая случаи обязательности использования данных услуг и указания средств индивидуализации этих услуг (знака обслуживания). Таким образом, ЦБ РФ предоставлено право устанавливать случаи обязательного участия банков в Системе быстрых платежей.
Корреспондирующие изменения внесены в некоторые другие законодательные акты.
Второй федеральный закон направлен на обеспечение бесперебойности осуществления переводов электронных денежных средств на территории Российской Федерации.
Им, в частности, предусмотрено, что:
— оператор электронных денежных средств вправе привлекать организации для оказания ему операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга при осуществлении перевода электронных денежных средств, только при условии, что такие организации находятся и осуществляют все функции на территории Российской Федерации;
— оператор электронных денежных средств, а также привлекаемые им организации не вправе передавать информацию о переводе электронных денежных средств, осуществляемом на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства.
На трансграничные переводы денежных средств эти требования не распространяются.
Кроме того, поправками установлен запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказание услуг организациями, привлекаемыми оператором электронных денежных средств.
Закон вступит в силу 4 июля 2020 года.
Источник фото: ru.pngtree.com